Наём сезонных сотрудников
Принято считать, что сезонные сотрудники оттаивают, как подснежники весной, чтобы провести летний сезон в полях, а затем жить на заработанное всю зиму. Однако это не совсем так, поскольку есть разные виды сезонных работ. Их можно разделить на три категории
Принято считать, что сезонные сотрудники оттаивают, как подснежники весной, чтобы провести летний сезон в полях, а затем жить на заработанное всю зиму. Однако это не совсем так, поскольку есть разные виды сезонных работ. Их можно разделить на три категории:
— На ежегодных праздниках и мероприятиях. Например, перед 23 Февраля и 8 Марта увеличивается спрос на сувенирную продукцию и подарки, поэтому заводам, складам, логистике и магазинам особенно требуются дополнительные руки, в том числе производственные работники, грузчики, продавцы, упаковщики подарков, промоутеры, курьеры. Перед Пасхой увеличивается нагрузка на хлебокомбинаты — требуются пекари, упаковщики, грузчики.
— На сельскохозяйственном производстве. В апреле-мае начинается посев, за которым следуют сбор урожая, его обработка и консервация. В этот период организации привлекают сборщиков урожая, работников сада, механизаторов и разнорабочих.
— В туризме. В России есть «горячие» сезоны отдыха граждан не только с мая по сентябрь, но и в новогодние и майские праздники. В это время повышается спрос на персонал в отелях, ресторанах, магазинах и других общественных местах на курортах и в крупных городах. Набирают всех — от поваров до горничных.
При этом портрет кандидата сильно различается в зависимости от вводных данных, таких как локация, время года и профессия. Так, когда проходил Петербургский международный экономический форум в 2019 году, чаще всего на позиции горничных претендовали молодые девушки. А на вахту в Сочи на эту должность приезжает более возрастной контингент. Летом на сезонные работы чаще устраиваются молодые люди, а большая часть людей в возрасте, наоборот, уходит в отпуск — кто-то уезжает на дачи, кто-то делает запасы на зиму, а кто-то даже продаёт свой урожай.
Как искать сезонных сотрудников
Методы поиска сезонных работников немного отличаются от поиска специалистов, которые ищут постоянное место. Рассмотрим основные:
— Сервисы по поиску работы. Например, на Авито Работе можно размещать любые вакансии, в том числе и для сезонной занятости. Соискатели легко найдут позицию по ключевым словам и соответствующим фильтрам.
— Кадровые агентства. Если у вас нет своего HR-отдела или нет времени и квалификации для поиска сезонных сотрудников, то проще всего обратиться в профильную компанию. Кадровые агентства имеют базу кандидатов, которые работают в формате сезонной занятости из года в год, а ещё у них большая экспертиза в этом деле. Обычно такие предприятия закрывают позиции в установленный срок за фиксированную плату.
— Подрядчики с собственной бригадой. На рынке существуют группы специалистов, которые заключают контракт с супервайзерами, а они, в свою очередь, ищут для них место работы. Обычно такие бригады предлагают свои услуги на Авито или других профильных сервисах. Такое сотрудничество может быть выгодно компании, особенно если речь идёт об экономии и выполнении полного цикла работ.
— Студенты. Молодёжь не прочь подзаработать денег во время каникул, которые совпадают с сезоном отпусков и праздничными днями. Если вам подойдёт персонал без опыта, расскажите о специальных программах стажировок или подработки в вузах вашего города.
— Профильные порталы и форумы. Часть специалистов сидит на профильных сайтах, чтобы общаться с коллегами и находить интересные предложения. Как правило, это возрастной персонал.
Что привлекает сезонных сотрудников
Конкуренция за «синих воротничков» сейчас на пике. Причиной этому послужили несколько факторов, среди которых демографическая яма, уход на пенсию основной массы специалистов, снижение количества мигрантов, коронавирусные ограничения и многое другое. В связи с этим компаниям чаще приходится биться за кадры и предлагать всё более привлекательные условия.
В первую очередь для сезонных сотрудников важна хорошая зарплата, так как основная цель этих людей — заработать большую сумму в короткий срок. В 2018 году, когда в России проходил чемпионат мира по футболу, многие представители синих воротничков увольнялись с основного места и шли на подработку, чтобы получить в 3–4 раза больше за тот же период.
Вторым важным фактором являются гарантии, которые даёт работодатель будущему сотруднику. Это и обязательное составление договора, и надёжный HR-бренд компании, а в случае, если говорить о вахтовой работе, то и виртуальный тур по будущему месту работы и проживания.
Кстати, если говорить о вахтовой сезонной работе, что встречается довольно часто, то здесь следует учесть дополнительные факторы, на которые обращают внимание специалисты.
Во-первых, это достойные условия труда и жизни на вахте — нужно обеспечить людей жильём, питанием, рабочей формой, оплатить проезд до места пребывания, а также покрыть дополнительные затраты. В своей практике мы сталкивались вот с какой ситуацией.
Для заселения горничных в гостиницу на вахту требовалось однократное ПЦР-тестирование на COVID-19. Разворачивать лабораторию в гостинице довольно дорого, а в платном медицинском центре такой тест стоит в районе 2000 рублей, что является существенными затратами для человека, но не для компании. Поэтому мы попросили горничных сделать тест самостоятельно, а потом вернули им деньги. Это же касается и тех случаев, когда человеку нужно пройти медкомиссию перед появлением на рабочем месте. Работодатель должен либо организовать медосмотр на месте, либо подробно рассказать сотруднику, где его пройти и взять все затраты на себя.
Во-вторых, нужно рассказать о преимуществах пребывания в регионе вахты. Если это южный район возле моря, нужно упомянуть это в своём предложении. Многие люди едут на вахту в тёплые края, несмотря на то, что могут заработать ту же сумму в городе проживания. Просто возможность проводить выходные дни на море привлекает их гораздо больше.
В-третьих, если ваше предприятие стоит в поле, то нужно продумать не только быт людей, но и развлечения. Пример:
Одно предприятие, которое занимается производством продукции из сезонных ягод и фруктов, создало вместо вахты подобие кампуса — продумало не только распорядок рабочего дня, но и досуг людей: ужины, мастер-классы, дискотеки и прочее. Работникам нравилось находиться там, знакомиться с людьми, кто-то ездил в кампус из года в год — там даже сложилось своё комьюнити. Такой формат позволил привлечь большое количество молодёжи при невысоких зарплатах.
Как правильно оформить сезонного сотрудника
В зависимости от ситуации, сезонного сотрудника можно оформить несколькими способами:
Срочный трудовой договор — наиболее популярный и удобный формат взаимодействия с сезонными работниками: его можно заключать как на несколько дней, так и на несколько месяцев в зависимости от необходимости.
У срочного трудового договора есть несколько разновидностей, нужно лишь выбрать, какой вам больше подходит при оформлении сотрудника. Если вам важно подчеркнуть сезонность работ, составьте срочный сезонный трудовой договор. Он заключается на срок сезона, максимально — на 6 месяцев. Вместе с тем в статье 293 ТК РФ чётко прописано, какие работы входят в перечень «сезонных». Если вашего предполагаемого сотрудника там нет, то вы можете заключить срочный трудовой договор на временные работы, которые предполагает занятость до 2 месяцев, но освобождает от привязки к определённой профессии.
Для всех договоров, заключённых на срок менее 6 месяцев, испытательный срок длится не более 2 недель или вовсе отсутствует, если срок заключения договора меньше 2 месяцев. Работодателю важно помнить, что за каждый месяц сотрудничества по таким договорам сотруднику положено 2 дня отпуска.
При разрыве отношений работник имеет право уведомить работодателя об этом за 3 рабочих дня, а работодатель — за 3 календарных дня. При этом в случае ликвидации, сокращения численности или штата работников организации человек должен быть уведомлён за 7 рабочих дней, причём в письменной форме под расписку.
Гражданско-правовые отношения и самозанятость.
Сотрудничать с сезонными сотрудниками в таких форматах возможно, но только если соблюдены условия:
— сотруднику нужно выполнить строго определённый объём задач;
— выполняемые работы не несут потенциального риска здоровью самого сотрудника и окружающим, а также не связаны с финансовой деятельностью.
В то же время нужно осознавать все риски. При несоблюдении правил сотрудничества с самозанятыми и по гражданско-правовым договорам такие договора могут быть переквалифицированы налоговыми и судебными инстанциями в трудовой договор, а это уже совсем другой формат взаимоотношений с работником. Главные определяющие факторы — это периодичность и взаимосвязь: если это разовые работы, например раз в квартал с одной выплатой, то такие риски практически отсутствуют. В целом у таких договоров много тонкостей.
Что ещё важно помнить при найме сезонных сотрудников:
— начинайте подбор заранее, лучше — за несколько месяцев;
— постарайтесь, чтобы на одну позицию было минимум три кандидата. При сезонном подборе сотрудников самая большая конверсия — 30%. Дело в том, что люди, которые занимаются подработкой, склонны часто менять свои планы;
— продолжайте подбор сотрудников до последнего момента. В сезонной и вахтовой работе часто бывает так, что «ожидания-реальность» человека не совпадают и он покидает рабочее место в первые дни после выхода.
Какова ваша реакция?